И в древние времена, и сегодня художники используют разные «хитрости» для рисования более реалистичной натуры. Раньше художники угорали по перспективным сеткам (сетка Дюрера), теням на земле и отражениям, «срисовывая» которые они получали высокореалистичные и точные изображения окружающего мира. Этими методами пользовались многие общепризнанные мастера живописи — сам Дюрер, Пикассо, Ван Гог и другие. С изобретением фотографии, проекторов, а потом и компьютеров художникам стало намного проще использовать в качестве референсов готовые цифровые или другие готовые изображения.
Референс в рисовании — это картинка реального объекта, выступающая моделью для рисования. Кто-то из художников просто ставит фотографию рядом и смотрит на нее в процессе рисования. Кто-то делает трейсинг, то есть переводит изображение на бумагу или холст как под копирку. Для трейсинга часто используют световые экраны, куда кладется фотография и поверх нее чистый лист, далее включается свет, и художник переводит основные контуры. Также используются экраны компьютера или проекторы.
Какой же это вообще художник, если он просто переводит готовое изображение? Дело в том, что работа художника только начинается с отрисовки границы и базовых форм. Для многих авторов этот процесс убыстряет работу и дает возможность быстро получить верные пропорции. Художник это ведь не копировальный цех, я думаю, что основная ценность картины в ее колорите, каких-то творческих решениях, особом настроении и стиле. Ведь каждый художник дальше по-своему работает с линиями и формами. Раньше мне тоже казалось, что срисовывание контуров «под копирку» это читерство. Я и сейчас к этому склоняюсь, после своего единственного опыта рисования Кремля по референсной фотографии:
Я взяла первую попавшуюся фотографию Кремля в Гугле, загрузила ее в Sketchbook на планшете, там в приложении есть функция «использовать как референс-подложку». В итоге на весь слой кладется фотография, а поверх нее вы создаете прозрачный слой. Дальше просто обрисовываете линии по фото. В этом же приложении есть другая функция — использовать фото как простой референс, в таком случае фотография будет прилеплена сверху сбоку, и вы не срисовываете подчистую, а просто смотрите на фото и рисуете самостоятельно.
Второй способ — смотреть на готовое изображение и рисовать самому без срисовывания — это более трушный способ создавать уникальные произведения. В таком случае я вообще не считаю, что есть какой-то элемент копирования или упрощения. Художник может смотреть на реальную жизнь или на фото, особой разницы в этом я не вижу. Наверное, фотографии дают какое-то небольшое упрощение с точки зрения композиции, но в то же время на фотографии очень мало цветов и оттенков, что дает усложнение по колористике. Мне очень нравится рисовать по референсам из интернета или из фильмов / видео. Не нужно далеко ходить, просто включил компьютер и нашел подходящий сюжет.
Что касается моего опыта «срисовывания» с фотографии Кремля, с одной стороны мне понравился сам процесс — он был больше похож на медитацию, чем на рисование. Это довольно просто и увлекательно. С другой стороны, результат получился довольно скучным и прямолинейным, в этой картине (иллюстрации) нет моего стиля, только лишь местами он пробивается на часах или башенках. Забавно то, что даже при срисовывании я умудрилась поменять Кремль так, что Игроглаз увидел в нем татарские мотивы. Это все от лени, большую часть деталей мне захотелось упростить или переделать так, чтобы мне их было проще рисовать.
Как вы используете референсы?
Хочу оформить
Привет. Что вы хотите оформить? 🙂