Зачем нужны художники, если есть фотография? – Shtukensia Gallery

Зачем нужны художники, если есть фотография?

Вид на площадь (Вагенинген, 2017)

Когда в 19 веке изобрели фотографию, а потом и кинематограф, то у любого здравомыслящего человека возник вопрос — зачем нам теперь нужны художники, если можно просто сделать фото? Я тоже размышляла над этим вопросом. Чем отличается фотография от картины, в чем суть деятельности художника поле того, как отображение реальности стало доступно каждому по щелчку камеры. Фотоаппарат быстро и качественно запечатлевает факты, внешность людей, обстановку и окружение, предметы, формы, свет и тень. Конечно, объектив камеры что-то немного искажает, не передает все цвета, что видит человек глазом, но согласитесь, что с реалистичностью изображения фотография справляется получше 90% художников, а уж если добавить скорость и дешевизну, то можно сказать, что реализм остался на совести фотографов.

Чем же занимается художник? Если раньше до изобретения камеры картина должна была быть “фотореалистичной”, передавать реальную жизнь как можно ближе к тому, что видит глаз. То в чем смысл живописи сегодня? За последние 150 лет произошли принципиальные изменения, кто-то может подумать, что художники разучились рисовать. Но это не так. Я бы сказала, что художники больше не видят смысла даже учиться рисовать тот реализм, который намного проще сфотографировать. Зачем тратить уйму времени и сил на то, что на выходе будет не сильно отличаться от фотокарточки?! Люди все-таки немного рациональны, и если раньше такие усилия ценились и хорошо оплачивались, то сегодня ваши реалистичные картины могут купить за небольшие деньги, да и то если повезет.

Любой выпускник приличного художественного института может скопировать реальность довольно убедительно, может даже сделать репродукцию картин великих мастеров прошлого, да так что и не отличишь, где копия, а где оригинал. Нельзя сказать, что люди не могут рисовать так, как прежде. Стоит сказать, что сегодня такой тип живописи не востребован, а следовательно, даже те, кто может очень точно воспроизвести реализм, уходят в другие жанры и создают картины, смотря на которые так и хочется повторить: “Киса, вы рисовать умеете?”. Прикол в том, что уровень мастерства последние 150 лет оценивается совсем иначе, чем раньше. Об этом можно грустить или причитать, но факт остается фактом, художники больше не стремятся конкурировать с фотографией и кино.

Man of Dots, 2017

Когда я задумываюсь над смыслом того, что я делаю на самом деле, когда создаю картину, то я точно понимаю, что я не “фотографирую” мир вокруг. Я делаю новый предмет. В руки ко мне попадают холсты, краски, кисти и прочее — это исходные предметы, они всем известны, они одинаковы по всему миру, каждый может их найти в художественном магазине. Делая картину, я с одной стороны отлично провожу время в своем мире подсознания, куда можно попасть только делая что-то творческое на уровне интуиции. С другой стороны, на выходе, я вижу новый предмет этого мира — мою картину. На ней вы не увидите то, что даст вам 100% гарантию сходства с чем-то, вы не узнаете точного времени, а иногда и места. Этот предмет состоит из случая, помноженного на вселенское восхищение пополам с безграничной грустью.

Картина для меня — это предмет, который имеет возможность коммуникации сам по себе. Это не я через картину передаю какие-то смыслы кому-то. Это картина сама по себе, как отдельная сущность, начинает свою жизнь и свою историю, она может заговорить с кем-то из вас, а может молчаливо прожить два века, не открывая никому своих тайн. Картина может получиться дружелюбной и общительной, а может оказаться занудой и снобом. И ты никогда не знаешь, кто вернется с тобой в этот мир, ведь создание картины это не какая-то продуманная технология, а истинный акт творчества, и если художник настоящий, а не прикидывается, то вещь получается настоящая, которую уже не перепутаешь с безделицей, пусть она может понравиться или оказаться не по вкусу, но каждому будет ясно, что перед ним живая история.

Звучит все довольно странно, типа художники поняли, что на картинах не заработать, раз есть фотографы, и пришлось выдумать что-то мистическое и замудренное, чтобы остаться на плаву и все-таки не потерять актуальность. Может быть, для кого-то задача была именно такой. Но представьте себе нового человека, который родился в эру расцвета фотографии (это я), который в курсе, что есть множество разных занятий, с помощью которых можно намного легче и больше заработать денег. Зачем становиться художником в таких неблагоприятных условиях? Зачем каждый день рисовать, тратить время и деньги на художественные материалы, если в этой сфере дикая конкуренция и продать даже самые лучшие свои картины профессиональным художникам бывает очень сложно.

Я думаю, что смысл как обычно в том, что люди искренние делаю какие-то вещи в жизни не “для чего-то”, а “потому что нравится” или “просто так”. В любом занятии, которое мне нравится по сути мало толку, и никакой толк сам по себе меня не интересует. Меня захватывает процесс, как я люблю говорить “смысл в пути, а не в том, чтобы его пройти” (сама придумала). Так же дело обстоит и с рисованием. Я думаю, что в каждые времена были люди-конъюнктурщики, который просто выбирали какое-то дело из-за того, что это выгодно или по каким-то другим меркантильным причинам. А были люди, которые делают что-то от души и по велению сердца. И те, и те могут стать художниками. Просто кто-то будет изучать рынок, подстраиваться под спрос и делать то, что продается. А кто-то другой будет гулять по своим мирам, возвращаясь туда вновь и вновь, не обращая внимания холодный ветер.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *