Искусство и наука часто противопоставляются — если ты художник, творческий человек, то от науки ты по идее должен быть очень далек, ведь ты же творишь и витаешь в своем воображении, опираешься на что-то иррациональное (эмоции); ученый же в противовес держит руку на пульсе логического аппарата, он, конечно, может разбираться в искусстве, но найти точку для пересечения этих двух областей бывает сложно. Современный мир дает ответ — это сайенс-арт, то есть научное искусство. Ученые создают не просто скучные научные теории, на самом деле они творят не меньше, чем художники или скульпторы. Ученые — творцы слова, буквы, символа, идеи, материального объекта. Так и художник — творец зачастую тех же символов. Логика, интуиция, эмоция — все это сочетается в каждом человеке. Это сама жизнь, она слишком многогранна, чтобы разделить все строго на «научная деятельность» и «художественная / творческая деятельность». Элементы того и другого обнаруживаются во многих процессах.
В 2011 году появился первый в мире музей, собирающий произведения в жанре Science art, в попытке разгадать связь процессов в искусстве и науке, их влияние друг на друга и на общество в целом. Музей называется «Artscience Museum» и находится в Сингапуре. Внутри можно увидеть художественную модель «цифровой вселенной», Земной шар внушительных размеров, различные голограммы и новейшие компьютерные технологии, с помощью которых созданы или транслируются произведения искусства, и которые сами зачастую являются произведениями искусства. Сами произведения сайнс-арта появились где-то в 1980-1990-ых, когда стали активно появляться компьютерные технологии и интернет.
Как с научной точки зрения описывается прошлое, настоящее и будущее? А как это видит деятель искусства? Есть ли между этими представлениями какая-то связь? Очевидно, что оба этих направления человеческой деятельности существуют издревле и развиваются во времени, опираясь друг на друга. Что было первично — научное познание человека или художественное/чувственное? Я думаю, что этот вопрос имеет такой же ответ, как и вопрос о первопричинности курицы и яйца.
Наука влияет на художника? Конечно! Великие живописцы средних веков благодаря изучению анатомии человека сильно продвинулись в своей технике и взглядах на мир. Как искусство влияет на науку? Художник может что-то «увидеть» и сделать некий объект, который впоследствии будет описан математически или применен на практике. В этом смысле любая научная фантастика или картины, изображающие черные дыры или невиданных существ, могут вдохновить ученого поверить в реальность этой картины и найти логические доказательства увиденному.
В доказательство того, что ученый может быть художником и наоборот, можно легко привести мой собственный пример: я ученый, кандидат наук… и я художник, писатель. Куда казалось бы дальше друг от друга можно расположить биологию/химию/математику от художества? На самом деле нет ничего на мой взгляд более близкого и дружественного, чем занятия наукой и занятия художественным или любым другим творчеством, ведь и там и там нужно сильно напрягать мозг, только в каждом случае немного по-разному.
Междисциплинарность — это тренд текущего момента во всех областях знаний. В науке мы назовем это «синергетика» или «синергетический подход» (теория сложных открытых нелинейных диссипативных структур, теория хаоса). В искусстве есть своя синергетика — это саенс-арт, что по сути является не просто новым модным словом, а уже стало отдельной областью знаний на стыке научного и художественного. Я думаю, что можно вести отсчет от постмодерна, с его исследованиями, на основе которых делается искусство.
Художник уже не просто «каля-маля», «что вижу-то пою», «я так чувствую» и проч., как это могло быть в модерне и ранее, сегодня идет тренд на высокий уровень образования и научного знания наряду с развитием навыком художественного представления. Ученый сегодня вполне может нарисовать токамак (устройство для выработки дешевой энергии по важности для человечества близко к Адронному коллайдеру) не в смысле его технического плана строительства, а в смысле некоторой идеи или творческой задумки, которая будет понятна не только узкопрофильному профессионалу, но и обычному человеку. Ведь искусство — это для всех, в этом его ценность и радость.
Конечно, художники и раньше могли иметь хорошее образование и крайне высокий скилл, но до сегодняшнего момента мы не встречали массовое вовлечение объектов, типичных для науки, в искусство. Бывали, конечно, картины бабочек и тому подобное. Но именно массовая доступность в художественных целях объектов из мира традиционной науки (электронных микроскопов, биоматериалов, микроорганизмов, роботов, суперкомпьютеров, искусственного интеллекта — точнее его предшественников) дала толчок к развитию science-art.
Важно отличать научные иллюстрации и сайенс-арт. Если вы видите рисунок, иллюстрирующий какой-то научный объект или портрет Эйнштейна, то это не имеет отношения к научному искусству, если только эти произведения не имеют каких-то новаций или специальных характеристик, например:
- использование объектов из науки для создания произведения искусства,
- высокий уровень научной квалификации автора художественного произведения,
- коммуникация идеи от автора к зрителю через свое искусство,
- новаторство и оригинальность в использовании объектов.
Пример известной science-art работы:
- Стеларк «Ухо на руке» — профессор искусства и робототехники, ставил научные эксперименты по вживлению протезов, использовал биотехнологии и интернет для изучения дополнительных функций тела человека. Однажды он вживил себе под кожу третье «био-ухо», которое передавало все звуки на электронное устройство, эти звуки можно было открыто слушать через интернет. Ничего не напоминает? Это один из первых заметных перформансов в жанре сайенс-арт.
Одна из моих любимых инсталляций на недавнем биеннале современного искусства — робот-уборщик в прозрачном кубе — отличный пример сайнс-арт.
Какие еще работы на стыке науки и искусства вам встречались? Возможно, что-то из фильма про Трансформеров или из книг научной фантастики?