Биеннале современного искусства

Хотите быть в курсе современного искусства? Самый простой и эффективный способ — следить за биенале (Biennale of Contemporary & Modern Art).

Что такое биеннале (biennale)?

По сути это просто название художественной выставки, которая проходит раз в два года, отсюда и термин, буквально переводящийся с итальянского biennial как «каждый следующий год». В принципе в латыни тоже есть похожее слово, образованное от bis (два) + annuus (год). По английски можно перевести как «once in two years«.

Самая известная выставка проходит в Венеции с 1895 года (Венецианская биеннале).

Есть еще множество других выставок современного искусства по всему миру. Но для общего понимания ситуации в мире современного искусства достаточно следить хотя бы за Венецианской биеннале, так как в нее попадают все основные тренды и новые звезды мира творчества.

Именно на Венецинской биеннале в свое время были отмечены работы Матисса (1950), Чадвика (1956), Раушенберга (1964), Абрамович (1997), Дюрхама (2019) и могих других.

Что сейчас происходит в современном искусстве?

Последнее время на биеннале преобладают смешанные жанры искусства — объекты на грани скульптуры, картины, перформанса, музыкального и театрального жанров с использованием современных технологий, например, роботов и искусственного интеллекта. Искусство пост- и метамодерна — это жанровая, стилистическая и идейная эклектика. Девиз: «сочетай все, что попадется под руку, главное — это идея и эмпатия». Искусство стало очень эмоциональным, ассоциативным, сложноподчиненным.

Вы уже не можете просто так смотреть на картину или скульптуру и радоваться ее красоте. Сегодня вам как зрителю приходится стать участником происходящего, вы больше не можете остаться стороне. Вас вовлекают и физически, и умственно и эмоционально. В первые моменты человек ничего не понимает, типично задается вопросом «что это, черт возьми, такое?». Кажется, что какой-то ребенок накидал груду мусора и выдает это за высокое искусство, а вы (как взрослый) смотрите на это с высока, немного с иронией или даже злитесь.

Современное искусство — это игра, в которую выигрывают все. Правила это игры просты: принимай и вовлекайся, отбрось спесь, не пытайся анализировать, позволь своей нейронной сети обойти этап логики, погрузись в счастье взаимодействия с миром.

Последняя выставка современного искусства в Венеции:

На Венецианской биеннале было множество открытий, на меня самое больше впечатление произвел робот-уборщик в клетке, тщетно пытающийся протереть лужу крови. Наиболее живым представлением была эко-опера на пляже, куда мог зайти любой посетитель, взявший с собой купальник. Поднимались самые разные темы — одиночество, борьба, охрана природы. Объекты, представленные на выставке, отличались масштабностью и гигантизмом.

Россия на биеннале современного искусства в Венеции.

Россия также представила свой павильон. Над ним работали в том числе сотрудники Эрмитажа. Инсталляция выглядит кроваво и стильно, по ощущению это фильм Тарантино перемешанный с ужасами Стивена Кинга. Главный цвет темы — красный. Но это вам не улица красный фонарей, а скорее адское чистилище, куда, возможно, нас завели ужасы современности с ее глобальными кризисами, переоценкой традиционный ценностей и грядущими технологическими прорывами, которые несут много неизвестных рисков. Заходя в павильон, вы как будто заходите в традиционный музей (скажем, Эрмитаж), но в нем все немного иначе, и чем дальше, тем больше трансформаций классического мы видим. Есть ощущение, что «такое красивое» прошлое заменилось «пугающим и вызывающим» настоящим. Хочется вернуться, но уже некуда. Приходится сквозь страх и трепет искать новые смыслы и формы на развалинах веков. Современность видится «коверканием» прекрасного, что все еще осталось в русском павильоне, и чего уже нет и помине за его пределами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *