На примере одного из своих удачных портретов расскажу, как создавать картины с человеком в качестве центральной фигуры. Для начала давайте определимся, вы наблюдаете натуру или фотографию? Сейчас многие художники работают по фото, об этом мы поговорим как-нибудь отдельно. В этот раз я расскажу, как сделать портрет без фотографий и других референсов, кроме реальной жизни и ваших воспоминаний. Это портрет Сергея, моего коллеги по работе. Было время, как каждый день с ним виделась, и как-то удивительно точно запомнила некоторые его примечательные черты.
Когда я решила сделать портрет, то первое, что пришло в голову, то это образ — мужчина в тулупе и кепке, немного нахохлившийся, добрый и умный взгляд с хитрым прищуром. Я выбрала подходящую технику не раздумывая, конечно же, это будет импрессионистский пуантилизм с точечным налетом постмодерна. Это сейчас я могу так точно описать стиль, а когда я начала делать картину, то кисть сама по себе выдавала мазки и подстрочники. Если вы хотите сделать честный портрет, вы должны лично знать человека. Я убеждена, что невозможно создать что-то истинное, если вы ни разу не встречались и не разговаривали, если у вас не образовалась связь.
Почти пять лет каждый рабочий день я встречалась со своим коллегой, он стал мне другом по работе, который был необычайно добродушным и разговорчивым, чудаковатым и очень предприимчивым. Он мне рассказал многое, о чем я раньше и не догадывалась, особенно в вопросах моей профессии и человеческих отношениях в коллективе и за его пределами. Я думаю, что делать портрет человека стоит тогда, когда можешь закрыть глаза и легко представить ваш с ним разговор в 3D, рассмотреть его со всех сторон, поставить паузу на самых типичных жестах.
Для меня портрет человека — это то, каким он мне запомнился. Это и его голос, и смех, и чувство юмора, и обиды, и запахи, и поступки. Все это отражается в картине цветом, мазками, тенями, образами. Я так же убеждена, что не стоит делать портрет человека, который вам не приятен, ведь если вы взялись за портрет человека, отыщите в нем что-то истинно человечное, то, что вас в нем восхищает, вызывает интерес, любопытство, сочувствие, любовь. Даже самого злостного злодея художник берет в свои объятия, создавая его портрет, он показывает самую светлую сторону его души.
Картина маслом на холсте размером 45х35 см.