Вам интересно, как художники типа Пабло Пикассо, Сальвадора Дали и Джорджа Кондо за считанные минуты создают свои произведения искусства, в чем секрет того, что за один сеанс человек на холсте или бумаге быстро формирует объекты, которые потом так восхищают (или даже ужасают) людей. Почему их руки и кисти движутся непринужденно, работа кипит, они как-будто повторяют линии по заранее подготовленному никому не видному рисунку. Где таится их подсказка? Это мастерство художника, отработанное многолетней практикой или просто истинная свобода творчества, когда автор не боится переносить на холст любую свою самую смелую фантазию?
Сегодня я посмотрела большое интервью с современным художником George Condo, он из Америки, долго работал на фабрике искусства Энди Уорхола, а сейчас сам рисует картины, которые уже стали известны на весь мир. Его стиль он сам называет искусственный реализм, и если посмотреть не него за работой, то создается впечатление легкости и уверенности автора в том, что он делает. Он не думает, не останавливается, не замирает, но просто смело подходит к холсту и создает картину. Через час виртуального общения я кое-что поняла (сопоставив с интервью Пикассо, Дали и некоторых других смельчаков от искусства): эти ребята смогли пробудить в себе свою детскость, даже инфантильность, но не в том смысле, что ребенок несмышленый и не может сам себя накормить, а том, что он свежо и не шаблонно мыслит.
Когда человек рождается, он не знает многих вещей, но это не значит, что его мысли чем-то хуже или не правильные. Да, он не имеет знаний в науке или философии, но видение мира в человека заложено изначально, оно уже присутствует, даже если человеку два года от роду. Другое дело, что выразить свое видение он не всегда может, а то что он выражает принимают за глупости и несмышленость. Так вот эти художники смогли отвергнуть наносы социального воспитания и нормы приличия (в том числе академический рисунок и нормы «правильного» в искусстве), и дать волю своему подсознания разгуляться на холсте. Почему чье-то подсознание нас так манит? Во-первых, это что-то очень редкое, ведь все люди быстро научаются носить маски. Во-вторых, это что-то очень искреннее и живое, даже немного животное.
Именное этим животным инстинктом первобытные люди рисовали на скалах древних животных. У людей, вероятно, где-то очень глубоко заложено и зафиксировано желание создавать изображения, может быть, эта способность как-то завязана на выживание или размножение с точки зрения эволюции и генетики. Людям очень нравится делать картины, не зря инстаграм сегодня стал одной из самых популярных соцсетей, а селфи уже называют новой болезнью современности. Но подождите, древние люди «болели» изображениями не меньше, просто технические возможности не позволяли создавать раньше так много картин и картинок. Людям свойственно общение через визуальные образы, это как универсальный язык, который понятен всем, не важно вы русский или китаец, вам 2 года или 102.
Как же научиться рисовать, как вы рисовали в детстве? По сути это и есть основная задача того художника, который хочет приблизиться к свободе творчества. Идти по дорожке освобождения от комплексов, иллюзий, страхов, условностей. Пробовать новое. Понять, что в творчестве нет слова «правильно» и «не правильно», «красиво» и «не красиво», «хорошо» и «плохо». Любое творчество это интимный акт, и как акт любви, он хорош тогда, когда все участники этого акта счастливы. В творчестве все даже проще, чем в любви, ведь как говорится «бумага все стерпит», но лучше сказать «холст всему будет рад», что сделано от души и с любовью!