Зачем нужен реализм в рисовании?

Почти все классические художественные учебные заведения основаны на том, что учеников и студентов учат воспроизводить реальность. Академический рисунок — основная дисциплина, без знания которой вы вообще не можете считаться художником. Когда люди оценивают чьи-то рисунки и художественные работы в 21 веке (ну хотя бы сегодня, в 2019 году в России), то первое, на что смотрят, это «похоже / не похоже». То есть до сих пор картины и рисунки де-факто играют роль «фотографирования», то есть копирования действительности с некоторым художественным приукрашательством.

Не будем искать причины столь узкой трактовки художественных работ массами, лучше давайте задумаемся о том, насколько необходимо художнику все-таки уметь рисовать в классическом смысле, стоит ли потратить время и силы на развитие навыков академического рисунка? Раньше я задавалась вопросом — «есть ли известные художники, которые «не умели рисовать», и оказалось, что таких можно встретить. А сегодня я задаюсь вопросом, на что мне тратить свою жизнь — на реализм или на что-то иное? Ведь для чего еще изучать академический рисунок, если не стремиться делать искусство в реалистичном стиле?

Можно подумать, как это часто бывает, что человек ленив или не способен к реалистичному рисованию, и он просто решил оправдать себя тем, что его дескать это и не нужно. Так можно сказать про пианиста, который не хочет выучить ноты, но сочиняет музыку и вообще называется себя музыкантом. Почему бы не овладеть навыками, изучить правила, чтобы потом со спокойной душой и знанием дела их нарушать. Ведь не зря же многолетний опыт художественного образования подсказывает, что человека учат рисовать с реальных объектов — натюрмортов и гипсовых голов. Дает ли такое образование больше возможностей творчества или оно закабаляет мозг и обрубает воображение, загоняя личность в рамки общепринятого?

Я изучаю рисунок самостоятельно, но не скажу, что делаю это очень усердно. Я больше люблю рисовать от души, хотя на начальном этапе мне очень хотелось рисовать «похоже». Постепенно я стала понимать объем времени и сил, который мне нужно затратить на то, чтобы освоить реализм, и я задалась вопросом — стоит ли игра свеч? Мне уже 32, я в своей жизни огромное количество времени потратила на разные вещи, которые мне казались важными, но потом я понимала, что то, что я считала нужным раньше, позже оказывалось не тем, что делало меня счастливой. Я приобрела не так много реально полезных для меня инструментов и скиллов за жизнь, а большая часть тех вещей, которые я научилась делать, лежит в моем чемоданчике мертвым грузом.

И все эти малополезные скиллы были связаны с общепринятыми полезными навыками, с тем самым «правильным» образованием, с тем, что называется «так люди делали многие годы, и ты делай». И вот сейчас я художник, пусть и самопровозглашенный. И я думаю, стоит ли мне еще потратить несколько лет своей жизни на изучение того, что мне не то что бы очень интересно, но вроде бы нужно, чтобы быть профессионалом. А нужно ли? Я рисую то, что мне нравится. Кайфую от самого процесса и от результата. У меня есть какие-то свои стили и любимые приемы, которые я нигде не подсмотрела, а придумала сама путем проб и экспериментов. Мне нравится, что мои работы имеют оттенок реализма в том смысле, что можно узнать, где человек, а где дерево. Но мне не интересно создавать правильные и аккуратные работы, ведь уже есть множество людей на Земле, делающих то же самое.

Даже если я потрачу несколько лет упорного труда и освою академический рисунок и все правила масляной и другой живописи, то в итоге что я получу? Я просто стану таким же художников, каких сейчас уже рисует сотни тысяч по всему миру. То есть я опять вложу много сил и времени в то, что не приносит мне счастья в процессе, а по результату я не получу ровно никакого преимущества. Не лучше ли эти годы просто рисовать?! Ясное дело, что реализм просто более понятен людям, за него проще платят, легче найти работу / проект и так далее. Но у меня нет такой задачи, чтобы доказать кому-то, что я художник. Я художник и все. Я создаю картины. Я делаю это, когда у меня руки чешутся. Я к тому, что нет какого-то правильно единого пути для всех, каждый сам определяет, что ему нужно для своего дела.

Когда мне нужно было изучить что-то, я открывала интернет, смотрела видео и читала книги. Мой уровень рисунка сейчас достаточен для того, чтобы меня это больше не бередило. У меня иногда бывают вопросы, тогда я открываю книгу и делаю упражнения. Но я не скажу, что сейчас для меня это приоритет. Намного больше сейчас меня волнует состояние современного искусства. Я все больше понимаю, что реализм это просто одно из очень древних направлений, имеющих большую историю и до сих пор востребованное. Но есть еще очень много других направлений, в которых важны совсем другие навыки, идеи, мысли. Я бы не стала даже противопоставлять их друг другу, все сильно переплетается.

В идеале, конечно, владеть всем! Уметь создавать реализм, кубизм, постмодернизм и прочее. Одно не предшествует другому, все развивается параллельно. Хотя есть направление, зародившиеся чуть раньше, но я бы не сказала, что все направления следуют из реализма, как многие думают. Как будто все современное искусство, начиная с импрессионизма, это просто исковерканный реализм. Как будто раньше люди умели рисовать, а сегодня разучились и поэтому рисуют что попало. А вот если бы умели и могли, то каждый бы точно рисовал как на фото и даже лучше, но 100% узнаваемо. Разве в этом есть хоть какой-то смысл? Всем рисовать то, что видишь. Зачем это? Есть фото, видео, 3D голограммы, стереоснимки… и еще все художники мира рисуют реализм.

Я думаю, что искусство и люди, его создающие, это что-то большее, чем зеркало жизни, это еще и коммуникация на других уровнях, кроме буквального. Не зря люди понимают юмор, аллегории, умеют ощущать множество чувств и эмоций, имеют мощный разум. Высокоразвитые организмы, люди, способны на большее, чем только смотреть на копию себя в отражение картины. У меня, например, имеются потребности к новому, неизведанному, к чему-то неясному, интуитивному. Мне интересно знакомиться со своим подсознанием, ведь многие мои рисунки — это как сон на яву, эксперимент, новаторство. Я думаю, что художник — это не тот, кто окончил художественную школу и институт; художник — это тот, кто отражает в своих работах никому не видимую часть себя. А уж как именно он это делает, роли не играет 🙂

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *