Как найти свой стиль в рисовании

Каждый начинающий художник мечется в попытке найти себя в изобразительном искусстве. Одно дело научиться более и менее сносно копировать мастеров живописи, иллюстрации или реальность. И совсем другое — найти свой уникальный узнаваемый стиль, по которому любой узнает среди тысячи картин именно вашу. Сегодня я рассажу о своих наблюдениях по этой теме. Конечно, уже есть множество статей в интернете и книг, в которых разные авторы делятся идеями на счет выработки собственного уникального стиля. Чаще всего эти идеи сводятся к тому, что нужно пробовать разные техники, рисовать разные предметы, искать то, что получается лучше всего и следовать зову своего сердца.

Это все здорово и замечательно. Но что делать человеку, который не понимает, что у него получается лучше всего или не знает, в каком направлении вообще двигаться в области рисования. Я сама самоучка, не имею за спиной академического художественного образования, я вообще начала рисовать около 30 лет. Так же я не могу сказать, что я уже однозначно нашла свой уникальный стиль, скорее я нашла какое-то смутно-ясное направление, куда мне хочется двигаться. Расскажу вам, как у меня это получилось. Когда ты понимаешь общий принцип «поиска себя» на примере какого-то одного дела, то оказывается, что и в других направлениях эти навыки полезны.

Так например я уже нашла свое первое любимое дело — съемку видео, определилась что мне нравится снимать и примерно в каком формате. Выделила свои темы, оформила ютуб каналы, придумала элементы внутри видео и дизайнерские идеи для их обрамления. Мне еще есть куда стремиться, но я поняла, как работает нахождение желаемого неизвестного в мутном стоге вселенского разнообразия. Идеи заключается в том, что нужно ориентироваться на свой искренний интерес. Нужно задать себе вопрос: что мне нравится? Посмотреть как можно больше всего, что есть, и выбрать то, что вызывает позитивные эмоции и пробуждает интерес, любопытство. 

В рисовании вам поможет любая онлайн галерея картин, поиск гугл по картинкам или проект Google Arts & Culture, где собраны произведения искусства в высоком разрешении. Задача сводится к тому, чтобы найти свои любимые картины художников, которые вам действительно очень нравятся. Не нужно находить первые попавшиеся, не нужно брать какие-то общепринятые шедевры мировой классики, не нужно искать слишком много картин. Оптимально выбрать три-четыре самые красивые на ваш взгляд работы. Если вам понравились какие-то картины или иллюстрации, это не значит, что вы будете копировать каких-то художников и брать себе их стиль. Это будут ваши референсы, на основании которых вы сможете примерно понять, что именно вам хочется делать. 

Выбирайте по одной картине от каждого автора, не нужно брать несколько работ одного и того же художника, особенно если они похожи по стилю. Это должны быть 3-4 картины, которые вы хотели бы иметь в своем доме. Эти картины могут быть выполнены в любой технике — масло, акварель, гуашь, тушь, карандаш, маркеры и проч. Не задумывайтесь над тем, умеете вы рисовать этими материалами или нет, это не важно. Важно просто выбрать то, что дает вам вдохновение, картины, которые восхищают вас по цвету, замыслу, форме. Это могут быть как очень старые работы, так и работы современных авторов. Главное, чтобы этих работ не было больше четырех!

Теперь сделайте коллаж, поместите выбранные вами работы рядом, чтобы легко охватить их взглядом. Я решила поместить свои любимые картины художников в коллаж и добавить выкрасы из типичных цветов в Фотошопе:

Мои любимые картины художников

Когда я только начинала снимать видео, то я сделала практически то же самое — выбрала любимых блогеров и типы видео, которые я люблю смотреть. Только путем наблюдения за окружающей действительностью можно понять, чего именно ты хочешь. Нужно объективировать идею, зародившуюся у вас в голове. Вы хотите рисовать? А как именно вы хотите рисовать? Как именно вы хотите изображать? Что вы хотите изображать? Какими инструментами? Какими цветами? В какой гамме? Какими художественными приемами? Я думаю, что ни одному человеку на Земле не стоит бояться потерять свою уникальность при поиске созвучных себе референсов.

Наоборот, вы сможете лучше изучить себя, понять, какая гамма радует ваш глаз. Обозначить свои ориентиры. После того, как вы нашли 3-4 лучших картины, вам нужно внимательно их рассмотреть как при большом приближении, так и с дальнего расстояния. Попытайтесь понять, что вас зацепило в этих картинах. Напишите 30-40 слов и ассоциаций к выбранным работам. Запишите анализ картин, как сумеете! Все, что вам понравилось в этих картинах. Я предпочитаю анализировать сначала каждую картину по отдельности, а потом взглянуть на все картины в целом. Какое настроение у картин? Сядьте и запишите ответы на все вопросы из этой статьи. Я сделаю свой анализ вместе с вами, а вы можете написать свой в комментариях (только обязательно напишите ваш выбор картин).

Анализ моих любимых картин:

Цветы «Розы и пионы» Ван Гога

Настроение картины нежное и немного грустное. Цветы стоят в вазе немного склонив бутоны, а часть цветов уже засохла и лежит на столе у вазы. Дальние цветы размыты, как будто на фотографии с глубиной резкости. Цветы неяркие, а вот фон очень насыщенный, как и сама ваза. Мне нравится сочетание зеленого, красного и коричневого в их темных глубоких тонах. Низ картины выполнен быстро и небрежно, нет прорисовки деталей стола или скатерти, ее можно лишь угадать или додумать. Мне нравится, когда в картине есть недосказанность, намеки на деталь, которую нельзя рассмотреть, но можно додумать. 

Мне нравится, что на картине есть засохшие цветы и живые ярко цветущие, а также еще нераспустившиеся бутоны. Показан весь цикл жизни и смерти. Мне нравится, когда на картине изображено не только что-то общепринято красивое, но и то, что таким общепринято не считается. Например опавшие цветы с букета, засохшие листья, пустоты в самом букете, которые можно было бы зарисовать бутонами, но они остались нетронутыми. Мне нравится изображение реальности без преукрашивания, но реальности гармоничной, без попытки показать, что все так и было. Мне нравится намек на отражение бутонов на столе, можно подумать, что поверхность немного зеркалит. 

Цветовая гамма темная, много теней, фон лишь немного подсвечен. Мне нравится изображение очень светлого на очень темном и наоборот. Люблю, когда в картине есть четкие видные границы между оттенками, а сами оттенки составные, смешаны из многих. Мне нравится, что даже фон составлен из многих оттенков красно-коричневого с желтым и зеленым. Люблю, когда в картине каждый цвет повторяется в каждом объекте, но с разной силой и интенсивностью. Цветы сами по себе светлые, розовые, вишневые. А опавшие бутоны вносят желтый, голубой, серые оттенки. Мне нравится, что привычные предметы имеют непривычные оттенки. Нравится и то, что ваза не имеет деталей, листья тоже без прорисовки, все сделано как будто наспех, в едином порыве сиюминутности.

Цвет не ложится однородно, есть ощущение линии и точечности, краски лежат выпукло, нет ощущения вылизанности и правильности. Мне нравится, что картина напоминает набросок, в ней есть еще много места для воображения. В то же время листья прописаны очень точно по форме и расположению, эта картина хоть и не детальна, но и не искажена, она очень правдива и реалистична. Я вообще люблю цветы, розы. И пионы тоже. Мне нравится, что в картине нет чисто белого цвета, он везде немного молочный, теплый. Все оттенки больше теплые, кроме некоторой части внизу работы. Интересно сочетание теплых (которых большинство) и некоторых прохладных оттенков.

Движение кисти мягкое, волнистое, витиеватое, эмоциональное, смелое. Есть обводка по контуру для создания теней, обводка немного графичная, мультяшная. Формы за счет плавности линий получаются мягкими, как зефирки, бархатными, чем-то похожими на хлопок. Мне нравится ощущение мягкости и доброты, которое мне кажется создается за счет маленьких волнистых и округлых штрихов. Мне нравится, чтобы работа была создана за один сеанс, alla prima, без наслоения и последующей детализации. Нравится, что в этой картине есть главный герой — это цветок, расположенный снизу немного справа, смотрит нам в лицо. На него всегда смотришь первым, видимо за счет его расположения и цветов соседних элементов. И уже потом, когда глаз начинает гулять по картине, ты замечаешь всех его соседей, в том числе и опавших.

«Пейзаж с домом и пахарь» Ван Гога

Две картины одного художника брать не рекомендуется, только если вы не такой фанат Ван Гога, как я! В этом пейзаже меня привлекают в первую очередь коричневые цвета и охра. Штрихи одного цвета по другому создают приятный эффект погружения. Мне нравится, как не слишком контрастные цвета смотрятся рядом на одной цветовой площадке — зеленый и оранжевый, пыльно-розовый и светло-коричневый, серо-фиолетовый и сине-голубой, красно-коричневый и оливковый. На фоне слабо контрастных смешанных оттенков есть яркое пятно примерно в том же месте, где была расположена роза (главный герой прошлой картины). Главный герой ярко красный соседствует с максимально контрастным светло-желтым и зелено-голубым. 

Картина выполнена в стиле иллюстрации, все формы с одной стороны далеки от реализма по исполнению, но в то же время очень хорошо передают пространство и перспективу. Присутствует ощущение фантастичности данного места, как будто взяли фотографию и наложили на нее множество максимально стилизованных фильтров, подтерли излишки и покрасили в самые печенюшные цвета. От картины исходит настроение чая с печеньем и вафлями. Оттенки очень теплые, как карамель или  кленовый сироп из стропвефель. Ее так и хочется укусить. Сиреневые и серые оттенки дальних склонов плотно пересекаются с оттенками опавших цветов на прошлой картине, эти оттенки хоть и передают некоторую грустинку и печальку, но она какая-то приятная и умиротворяющая.

«Зимний пейзаж» Кандинский

Мне нравится, что в картине есть очень явный кричащий контраст. Мне нравится четкая граница между глубоким синим и яичным желтым. Картина как будто нарисована тушью местами, деревья можно подумать что вообще изображены чисто декоративно изографом. Мне нравится сочетание живописи и лайнарта. У домов и гор четкие обводки, есть блоки цветов внутри которых наступает буйство точечных и полосчатых наслоений, чем-то напоминающих прошлый пейзаж Ван Гога по стилю нанесения красок. У картины есть перспектива, мне нравится уходящая вдаль дорога, которая не уходит в какую-то бесконечность, а упирается в дома. По этой дороге можно куда-то дойти. Есть любопытство, по ней хочется идти. Ведь там в конце явно что-то есть.

Желтый домик нарисован совсем схематично, дерево обрамляет его контур, и вообще этот желтый домик — мой главный герой этой картины.  Покатый склон слева ведет нас к дому, дорога тоже. Этот желтый дом очень похож по стилю и цветам на дом из пейзажа Ван Гога, мне понравилось, что дом простой и очень контрастный. Цветовая гамма картины идет резко от очень темного к очень светлому. Мне нравится этот разброс цветов. Мне нравится, что общее ощущение от картины очень позитивное, радостное, хотя и опять с небольшой грустинкой. Мне нравится, что на картине нет людей, но есть ощущение, что они там могут быть. Нет ощущения пустоты и одиночества, даже в домике вполне могут быть люди прямо сейчас.

Мне нравятся бледные оттенки розового, оранжевого, сиреневого, используемые в работе. Кисть двигается поверхностно, еле касаясь холста, множество мелких цветовых пятнышек, все это напоминает игру света на воде или на снеге в момент magic hour, когда солнце падает под углом и появляются самые неожиданные оттенки. От картины веет спокойствием, нет бурана или урагана, небо светлое, ничто не предвещает беду. В картине много очень светлых и белых мест, она сияет, искрится, горит, как новогодняя гирлянда. Если продолжить сравнение с едой, то эта картина больше всего похожа на праздничные пончики (donuts) с разноцветное присыпкой.

«Любительница абсента» Пикассо

Наверное, больше всего мне нравится смотреть и рисовать портреты людей. В этом портрете мне нравится полная сюрреалистичность изображения. Женщина, которая любит пить абсент в одиночестве. Человек, который обнимает сам себя. Абсолютно нереалистичные на первый взгляд кисти рук, да и вообще руки. Зеркало, в котором не видно окружающей обстановки. Какой-то странный агрегат с носиком. Рюмочка на подставке. Прическа выдает женскую лишь кокетливой завитушкой на лбу. Мне нравится в этой картине то количество вопросов, которые рождаются при ее просмотре. Ощущается тотальное одиночество и в то же время сила, поддержка, надежда на будущее.

По цвету мое любимое место — это верх стены (выше плеч), это невероятно красивое тонкое сочетание коралловых оттенков. Стена буквально горит за спиной женщины. Мне нравится оттенок кожи, и смелость, с которой изображены руки. Персонаж выполнен в стиле иллюстрации комиксов Микки Мауса, руки как будто не имеют скелета внутри. Но вот кисти рук показаны даже слишком реалистично. Если смотреть на лицо женщины, то есть полное ощущение, что руки именно такие и должны быть у человека в подобном положении. Но сами по себе руки при их отдельном рассмотрении удивляют необычностью формы и цвета.

Главная часть картины для меня — лицо женщины. Мне нравится, что оно максимально образно, нет ресничек, родинок и морщин. Зато есть эмоция. Тоска, тяжесть, бремя, человечность. Мне нравится, что основное внимание с точки зрения детализации привлечено к графину и бокалу — они очень реалистичные, есть много бликов и отражений. Мне нравится, что главное для меня (лицо женщины) изображено поверхностно, а сопутствующее для меня изображено излишне реалистично. В этом перекосе есть какая-то несправедливость, которую приятно увидеть. 

Выводы. Так как же найти совой стиль в рисовании?

Когда вы проделаете подобный анализ, то вам станем намного понятнее, что именно вам нравится в изобразительном искусстве. Если вам кажется, что вы не разбираетесь в живописи и не сможете подобрать нужные или правильные слова, чтобы описать и проанализировать картины, не переживайте и просто попробуйте. Используйте ваше воображение, пишите ваши мысли простыми словами, так как вы видите и чувствуете. Не может быть правильного или не правильного, есть ваше видение и оно 100% верное (для вас). Что же делать дальше? После того, как вы нашли и проанализировали ваши любимые картины, рисунки или иллюстрации, попробуйте в ваших новых работах использовать полученные знания о самих себе. 

Например, я узнала, что мне нравятся картины без излишнего реснитчатого реализма, значит и в моих работах мне не стоит углубляться с излишнюю детализацию. Я узнала, что мне нравится сочетание живописности и лайнарта, когда четкие темные линии вторгаются в переходы цветов. В моих будущих работах можно попробовать использовать прием «обводки» и не бояться вводить явные четкие линии, которых я раньше иногда избегала. Я поняла, что мне нравятся картины, передающие смешанное чувство одиночества и спокойствия, я тяготею к теплой гамме оттенков. Мне стоит попробовать многократно усилить контраст в моих будущих работах и добавить ярких оттенков, я замечаю что мои прошлые работы так и хочется немного подкрасить и законтрастить.

Все вышеописанное не означает, что завтра я начну рисовать как Ван Гог или Пикассо или что все мои будущие иллюстрации станут копией стиля других художников. Конечно, нет! Дело в том, что каждый человек, который нашел свой собственный стиль, он сначала увидел то, что делали другие люди. Любой новый стиль — это удачная компиляция. Человек просто по-новому использовал старые приемы, внес свое видение в форму и светотень, но он не взял это все из неведомой темной материи космоса, он смотреть работы других художников, смотрел вокруг, вдохновлялся природой, людьми и окружающими его предметами. Невозможно просто из головы придумать что-то «свое», мы все равно берем все из мира вокруг  нас, просто иначе соединяем кусочки паззла.

Рисуйте то, что вам нравится рисовать, то, что вы любите. Рисуйте то, что окружает вас, то, что вы хорошо изучили. Рисуйте то, что приносит вам радость и спокойствие. Рисуйте то, что вы видели только в вашем воображении. Рисуйте все, что захотите. Но какой бы предмет для рисования вы ни выбрали, у вас может появиться собственный стиль, с помощью которого любое изображение чего угодно приобретет вашу индивидуальность, как почерк или отпечатки пальцев. Даже если вы возьмете какие-то техники и приемы у полюбившихся вам авторов, вы абсолютно точно реализуете их по-своему в ваших рисунках. Ваши объекты для рисования будут отличаться. Ваши эмоции будут разными. Взгляд на мир. Буквально все… 

Именно этот путь помог мне уже однажды найти себя, надеюсь, поможет мне еще не раз. Если вам эта статья показалась полезной или вам просто было интересно ее прочитать, напишите мне об этом! А если вы решите провести свой анализ картин, буду очень рада почитать ваши мысли внизу под этим постом в комментариях!

До скорых встреч.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *